Люди уходят, а память жива
27 января отмечается 79-летие снятия блокады Ленинграда.
Время… Как быстро оно несётся вперёд, оставляя позади и беды, и радости, стирая из памяти лица и имена, сменяя одно поколение другим. Но есть в истории нашей страны даты, неподвластные времени, даты, которые нельзя забывать. Никакими словами не описать 872 дня блокады Ленинграда, никакими наградами не измерить мужество и героизм защитников этого города. Память о великом подвиге жива до сих пор, голоса свидетелей звучат и сейчас, а их рассказы возвращают в прошлое.
В 2014 году нам удалось пообщаться с ленинградцами, которые ещё детьми были эвакуированы из взятого в кольцо города по «дороге жизни», и записать их воспоминания.
Екатерина Семёновна Ряполова: «В Ленинграде мы жили недалеко от Московского вокзала в коммунальной квартире: 26 человек − 6 семей, почти все умерли в блокаду от голода. Однажды в наш дом попала бомба, спасло то, что она попала в котёл. В основном жили в бомбоубежище. Рыли окопы. В конце марта нас эвакуировали, я провалилась в воду по пояс, меня кто-то спас, вот живу до сих пор».
Галина Тихоновна Шубина: «Я уроженка Ленинграда. Когда началась блокада, мне было почти 6 лет. Мы жили недалеко от Фонтанки в 2-этажном деревянном домике. Потом в него попала бомба. Отец участвовал в обороне города. В 42-м заболела мама, умерли дедушка и бабушка. После смерти мамы меня оформили в приют, вскоре нас эвакуировали по ладожской трассе и увезли в Сибирь. В 45-м нас привезли обратно в Ленинград. Отец взял вторую жену и меня оформили в детский дом, где я закончила семилетку. Поступила в техникум, после его окончания, в 55-м, по распределению попала в Чапаевск, где и прожила всю жизнь».
Татьяна Павловна Маляева: «Когда началась блокада, мне было всего 3 года. Меня не забрали из детского сада, где я была записана как Антонина Сизова, что стало с моими родителями, не знаю до сих пор. Меня сдали в детприёмник. Единственное, что я запомнила − это эвакуацию по Ладоге. Как рядом провалилась под лёд машина. С детства у меня осталась паническая боязнь воды. В 43-м была эвакуирована в Самару, откуда меня вяли в приёмную семью в Чапаевск. С тех пор я стала Татьяной Павловной Худолеевой».
Татьяна Сергеевна Блинкова: «Долгое время я праздновала свой день рождения 9 мая. Пока в 90-х годах не восстановили документы. Несмотря на то, что я помнила только имена родителей, ответ на запрос пришёл довольно быстро. В Ленинграде мы жили с мамой и братом, отец был на фронте. Братишка умер в годик. В 42-м мы с мамой хотели эвакуироваться, но нас не пустили. Мама отставила меня на вокзале и пошла, чтобы найти хоть какие-то продукты, и больше не вернулась. Что с ней случилось, я не знаю. На вокзале меня подобрала милиция и отправила в детский дом. Потом нас эвакуировали в Самару, затем в детский дом в Екатеринбурге, потом в Сызрани. По распределению попала в Чапаевск».
В 2015 году свою историю рассказал ветеран Чапаевска, награждённый медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», Михаил Николаевич Надеждин:
«В 41 году мы проводили на фронт отца – Николая Дмитриевича, а осенью 42-го пришёл и мой черед. Сначала нас направили в Сызрань, там был распределительный пункт, а уже оттуда забрали под Ленинград. На машинах по «дороге жизни» переправили нас на ту сторону. Наш полк базировался на Пулковских высотах.
С ноября 1942 года и до января 1944, пока не сняли блокаду, я служил связистом в артиллерийском полку. Моей основной задачей было обеспечение связи между полком и штабом. Все кабели прокладывались в специальной траншее, если снаряд попадал в такую траншею, то без связи оставались и пехота, и артиллерия, и минометчики. Мы старались как можно быстрее всё исправить.
После снятия блокады полк переправили в Прибалтику, там мы и встретили Победу. Демобилизовался я только в 1947 году из Эстонии. На фронте побывали не только мы с отцом, но и младший брат. К счастью, все вернулись живыми. Отца контузило, брата ранило, но они остались живы».
Небольшие скромные рассказы, за которыми стоит целая жизнь и великий подвиг советского народа.
Что почитать еще:
Зампрокурора Самарской области встретится с жителями Чапаевска
«Устроительницами» и «миротворицами» сегодня почти не называют